Сбербанк и «Яндекс» создадут «российский Amazon»

Сбербанк и «Яндекс» создадут «российский Amazon»

Сбербанк и «Яндекс» подписали обязывающее соглашение о создании совместного предприятия электронной торговли на базе «Яндекс.Маркета», говорится в их совместном заявлении.

Согласно утвержденным договоренностям, Сбербанк приобретает вновь выпущенные акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд руб. (около $500 млн). На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии.

Сбербанк и «Яндекс» будут владеть равными долями в компании. 10% акций пойдет на формирование опционного фонда для поощрения сотрудников. Основной задачей «Яндекс.Маркета» станет создание сервиса розничной интернет-торговли для пользователей. Сбербанк и «Яндекс» будут торговать в России, Грузии, странах СНГ и в Прибалтике только посредством «Яндекс.Маркета».

«Это приведет к монополизации рынка интернет торговли, как сделал это Amazon в ЕС и США, разделив свою долю с Ebay.» – считает специалист по интернет-рекламе РА Рунита Руслан. «Возможно, они попытаются регулировать цены, увеличивая конкуренцию внутри одной популярной площадки, тем самым, демпингуя рынок в целом. И поэтому, пользователи получат свою выгоду: они будут видеть в одном месте самые выгодные предложения. А вот интернет-магазинам вряд ли эта история понравится, так как маржа будет снижаться, а расходы увеличиваться. По сути, рентабельность бизнеса станет минимальной.» – рассуждает Руслан – «пока сложно сказать, как эта синергия отобразиться на продвижении. Расходы на Директ среди интернет-магазинов могут снизиться из-за появления более крупной площадки, где будет большое скопление наиболее целевых клиентов. Продвижение, как всегда, страдает от существенных изменений в отрасли. В данном случае очевидно, что люди будут перетекать из поиска на крупную площадку.» – резюмирует Руслан.

Сбербанк и «Яндекс»

Стороны ожидают закрытия сделки в первой половине 2018 г. по итогам получения регуляторных разрешений. Изначально закрыть сделку планировалось до конца 2017 г. Соглашение о намерениях было подписано Сбербанком и «Яндексом» 9 августа. Газета FinancialTimes сообщила, что Сбербанк и китайская AlibabaGroup не смогли договориться о создании совместного предприятия интернет-торговли после года переговоров. Сбербанк обратил свое внимание на «Яндекс» после провала диалога с Alibaba, говорил осведомленный о переговорах источник издания. Другой собеседник утверждал, что переговоры были свернуты уже после того, как Сбербанк подписал соглашение с «Яндексом». По его словам, в Alibaba не захотели работать с похожим сайтом.

Гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков продолжит руководить компанией и войдет в ее совет директоров вместе с еще тремя представителями «Яндекса» и тремя – от Сбербанка. Совместное предприятие будет использовать технологии и бренд «Яндекса». Партнеры намерены обеспечить значительный рост Маркета.

Оборот «Яндекс.Маркета» за 9 месяцев 2017 г. превысил 100 млрд руб. Ежемесячно торговую интернет-площадку посещают более 20 млн человек.